Венозная гиперемия — причины, признаки и последствия венозного застоя

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

imageПод гиперемией понимают усиление наполнения кровью сосудов, тканей, органов.

Это появляется за счет преизбыточного притока артериальной крови, инициированного нарушением оттока венозной крови.

Гиперемия бывает артериальной и венозной:

1. Артериальная гиперемия подразумевает усиленный приток крови в артериях из-за внезапного повышения или снижения тонуса сосудов. Сосуды и артерии расширяются, соответственно кровь движется быстрее и в больших количествах.
  2. Венозная гиперемия отличается нарушением движения крови в венах, появляющимся за счет сдавливания стенки вены либо снижения сердечной работоспособности.

Здесь отмечается замедление кровотока, вплоть до его остановки. Гиперемия способна привести к развитию кислородного голодания ткани, появляются оттеки, увеличивается проницаемость стенок сосудов.

Причины венозной гиперемии

Различные виды венозной гиперемии имеют в своей основе разные причины.

Как правило, причиной венозной гиперемии может стать закупорка тромбом вен с тонкими стенками, сдавливание их извне воспалительным отеком, опухолью или рубцом и другими факторами.

Гиперемии в сосудах малого таза способствует сдавливание вен в этой части опухолью матки или в период беременности.

Венозная гиперемия может быть связана с патологией конституции: слабое развитие эластичных или гладкомышечных элементов стенки венозных сосудов.

Такие люди, помимо варикозного расширения вен, имеют склонность к развитию грыжи, геморроя и прочих заболеваний. Недостаточность эластичной ткани наблюдается у тех, кто большую часть времени работает стоя или поднимает тяжести, а также при малоподвижном образе жизни.

Распространенной причиной венозного застоя считается и нарушение присасывающей функции правого желудочка сердца при нарушении работоспособности сердца.

image И все же, что такое Варифорт обман или правда? Наши специалисты подробно исследовали этот вопрос.

Насколько опасна тромбофилия при беременности и какие возможности предлагает современная медицина для успешного вынашивания ребенка? Так же в статье о факторах риска и причинах патологии.

Патогенез и механизм развития патологии

Патогенез венозной гиперемии обусловлен такими факторами:

• пониженным артерио-венозным давлением;image
  • венозной закупоркой (тромбоз или эмболия);
  • уменьшением эластичности венозных стенок;
  • затруднительным перемещением венозной крови вследствие ее сгущения и усиления вязкости;
  • сдавливанием вен оттеком, опухолью и т.д.;
  • нарушением сердечной работоспособности;
  • снижением присасывающей функции грудной клетки из-за накопившейся крови, или воздуха в плевральной плоскости.

Итак, повторимся, что механизм развития венозной гиперемии — это:

• сдавливание вен внешними факторами – опухолью, рубцами, маткой во время беременности, хирургическая перевязка сосудов;
  • сдавливание вен отечными жидкостями;
  • венозная закупорка тромбом.

Продолжительное протекание венозной гиперемии может вызвать полную атрофию органа.

Признаки заболевания

Различают такие признаки венозной гиперемии:

• понижение температуры ткани или органа в области венозного застоя;
  • синюшность (цианоз) кожи и слизистых оболочек в результате наполнения поверхностных сосудов кровью, в которой содержится восстановленный гемоглобин;
  • синюшность больше проявляется на губах, в носу, кончиках пальцев;
  • замедление и остановка кровотока в микрососудах;
  • повышенное давление крови в венулах и капиллярах;
  • увеличенный диаметр венул и капилляров;
  • увеличенный объем ткани, органа, их отечность;
  • вначале кратковременное повышение, а после усиливающееся снижение работающих капилляров;
  • изменчивость в характере кровотока (сначала – толчкообразный, а после – маятникообразный);
  • кровоизлияния в ткани, внутренние и наружные кровотечения;
  • понижение плазматического тока в микрососудах вплоть до его полного исчезновения;
  • вначале увеличение, а после развивающееся снижение лимфообразования;
  • усиление отека ткани или органа;
  • развитие гипоксемии и гипоксии;
  • нарушение метаболизма ткани или органа;
  • снижение работоспособности клеточно-тканевых строений.

Диагностические методики

imageЗачастую местный венозный застой определяется по жалобам больных и внешним осмотром. При необходимости используются особые технологии исследования.

Среди них УЗИ и Доплер-сканирование (проведение исследования головного мозга, малого таза и брюшной полости) и флебография (исследование нижних конечностей).

Что касается гирудотерапии, то здесь необходимо провести несколько проб (расположение пиявок по соответствующим точкам), имеющие диагностическую ценность.

Опытный специалист по состоянию пациента, времени и объему кровотечения после проведенной процедуры может диагностировать проявление венозной гиперемии.

Как лечат гиперемию вен?

Лечение гиперемии направляется на исключение причины его появления (снижение тонуса сосудов) и на приведение в норму кровообращение.

Лечение состоит из нескольких этапов:

1. Ведение здорового образа жизни. К примеру, лечение гиперемии кожи назначает врач-дерматолог. Необходимо протираться специальными лосьонами, придерживаться соответствующих требований по уходу за кожей, принимать медикаменты, чтобы нормализовать циркуляцию и микроциркуляцию крови. При лечении гиперемии мозга важно соблюдать режим покоя. В рационе питания должна содержаться легкая и нераздражающая еда с полным набором витаминов и минералов. Также в лечение входит обтирание тела, паровые ванночки, массажи, обертывание ног. Желательно ходить босыми ногами по мокрой траве.
  2. Чтоб поддерживать венозную стенку в норме, в организм должны поставляться все необходимые элементы. Тонус вен также поддерживается систематическими физическими нагрузками (в меру) и активным образом жизни. Нужно избегать неумеренных нагрузок и продолжительной неподвижности. Сидячее и стоячее положение должны чередоваться перерывами на отдых. Отказ от курения и чрезмерного употребления алкогольных напитков способствует продлению молодости вен и повышению их эластичности.
  3. Использование медикаментозных средств для тонизирования венозной стенки. Имеется целый ряд препаратов, которые применяются и местно, и системно.
  4. Гирудотерапия (постановка пиявок) справляется сразу с несколькими функциями: разгрузка локального кровотока, благодаря которой стенка вены приходит в нормальный тонус; улучшение движения крови, микроциркуляции, и, соответственно, питания тканей; свойства слюны заслуживают отдельной похвалы, они обеспечивают нормализацию холестерина, защиту сосудов, оказывают противовоспалительное действие.
  5. В крайних случаях требуется хирургическое вмешательство.

Последствия венозной гиперемии

Патофизиология венозная гиперемия может иметь такие последствия:

• вследствие чрезмерного наполнения вен, они могут кровоточить в близлежащие ткани, в нижних конечностях и в венах таза такие изменения могут привести к imageтромообразованию;
  • из-за недостаточного количества кислорода начинается развитие некроза тканей;
  • расширение вен на протяжении длительного времени приводит к растяжению их стенок, а дальше к гипертрофии мышечной оболочки;
  • при длительном венозном застое нарушается питание органа, снижаются его функциональные возможности, возникает предрасположенность к затяжным воспалительным процессам;
  • в области венозной гиперемии происходит реактивное разрастание соединительной ткани (типичный пример – цирроз печени при сердечной недостаточности, возбужденной венозным застоем).

Итак, подведя итоги, можно сказать, что венозная гиперемия есть распространенным состоянием, серьезным и стартовым фактором для развития множества заболеваний. Без точного лечения венозный застой будет прогрессировать постоянно.

Вместе с тем, в некоторых случаях венозная гиперемия оказывает и полезное влияние. К примеру, искусственный венозный застой обеспечивает замедление развития местного инфекционного процесса, так как создаются такие условия, которые пагубно влияют на развитие микроорганизмов.

Частые вопросы

Каковы причины венозной гиперемии?

Венозная гиперемия может быть вызвана сдавлением венозных сосудов, нарушением оттока венозной крови из-за тромбоза или компрессии, а также нарушением работы клапанов венозной системы.

Какие признаки свидетельствуют о венозной гиперемии?

Признаки венозной гиперемии могут включать отеки, цианоз (синюшность) кожи, повышенное венозное давление, болезненность и тяжесть в конечностях, а также увеличение объема и напряжение венозных сосудов.

Какие могут быть последствия венозного застоя?

Венозный застой может привести к развитию трофических язв, воспалительных процессов, отеков, нарушению кровообращения и оксигенации тканей, а также увеличению риска тромбообразования.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Основные причины венозной гиперемии включают в себя нарушения кровообращения, обусловленные тромбозами, сдавливанием вен, сердечной недостаточностью. Для предотвращения венозного застоя необходимо вести активный образ жизни, избегать длительного сидения или стояния в неподвижном положении.

СОВЕТ №2

Признаки венозного застоя могут включать в себя отечность, увеличение объема и напряженность вен, изменение цвета кожи, болезненность и тяжесть в ногах. Для уменьшения риска развития венозной гиперемии рекомендуется носить компрессионное белье, делать регулярные упражнения для ног и следить за весом.

СОВЕТ №3

Последствия венозного застоя могут быть серьезными, включая развитие варикозного расширения вен, трофических язв, венозных тромбозов. Для предотвращения этих осложнений важно обращаться к врачу при первых признаках венозной гиперемии и следовать его рекомендациям по лечению и профилактике.

Похожие публикации